Познавательно-исследовательская деятельность

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму»

    

Ребёнку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружаю­щего мира и экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффект­ивным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с дру­гими объектами и, что самое главное, происходит на глазах у ребёнка, при осуществлении прак­тических действий. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие у ребёнка умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходи­мость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.

Старший дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребёнка, который включает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобре­тение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его руководством.

Проведение экспериментов должно стать регулярным и постоян­ным, поскольку это наиболее эффективный путь ознакомления детей с окружающим миром, раз­вития у детей всех мыслительных процессов.

Детям доступны такие слож­ные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Они способны делать выводы о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно форму­лировать выводы, а также давать подробное описание увиденного.

Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полу­ченный результат. В таких случаях роль педагога предполагает наблюдение за ходом экспери­мента и контроль соблюдения правил техники безопасности. Также педагог должен учитывать уровень развития детей, поскольку среди них имеются индивидуальные различия. В этом случае подход должен быть индивидуальным, педагог должен обучать детей навыкам экспериментиро­вания не с позиции того, что они должны владеть какими-либо знаниями только потому, что до­стигли того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а усло­виями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребёнка.